История храма

История села Полевшина и окрестных деревень на протяжении веков связана с родом Полевых, да и само названия села произошло от них.

Географическая карта Московской провинции Горихвостова 1774 г., на которой село называется Никольское.

Это был дворянский род, происходивший от удельных князей Смоленских и их потомков, князей Березуйских и Фоминских.
Потомок Рюрика в XVI колене, Александр Борисович Поле, боярин великого князя Василия Дмитриевича, был родоначальником Полевых. Потомки его служили воеводами и стольниками.
Род этот пресекся в 1707 г., и фамилия перешла к генерал-поручику Павлу Федоровичу Балку, женатому на Марии Федоровне, последней из рода Полевых. Их потомки стали носить фамилию Балк-Полевых.

Карта Шуберта Московской губернии
1860 г.

 

1568 г. — Первое упоминание села Малинки, в связи с тем, что «Иван, Богдан, Акулина и Соломонида Замятнины, дети Сукмонины» заложили его Ивану Васильевичу Полеву
1584 г. — «Сельцо Малинки на речке Вейне Московского уезда, Горетова стана» принадлежит Богдану Ивановичу Полеву
1623 г. — На средства Андрея Богдановича Полева была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Село упоминается как Никольское.
1670 г. — Иваном Андреевичем Полевым (ум. 14 ноября 1672 г.), а возможно, и его сыном Михаилом Ивановичем Полевым (ум. 1 мая 1691 г.) была построена еще деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами Михаила Архангела и Николая Чудотворца, в которой устроили усыпальницу семейства Полевых.
«В нынешием во 181 (1672) году, октября в 29 день, по выписке за пометою дьяка Перфилия Семенникова, обложена на Москве вновь новопостроенная церковь в Московском уезде, по сказке тоя церкви попа данью с приходских и поповских дворов: церковь Пресвятыя Богородицы Казанския, в вотчине Михайла Иванова сына Полева, в селе Никольском дани 9 алтын, 2 деньги, заезда гривна, платил поп Стефан»
«По переписным книгам, 1678 г., значится: за стольником Михайлом Ивановым сыном Полева в вотчине село Малинки, Никольское тож, а в нем церковь Казанския Пресв. Богор., да в приделех Архангела Михаила, да Николая Чудотворца; во дворе поп Стефан Федоров, да дьячек Афонка Стефанов»
Никольская и Казанская церкви существовали какое-то время одновременно, но потом осталась одна Казанская.
1692 г. — Заложен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Как сказано в архивных документах, «иждивением» Федора Михайловича Полева (род. 1682 — ум.17 января 1707).
Благословение на строительство его было дано патриархом Адрианом 6 апреля 1692 года, а вместе с ним и храмоздатная грамота. В ней было сказано: «…деревянную церковь не руша содвигнуть на церковное кладбище… Рвы копать на целых местах, чтобы усопшим телам повреждения не было».
Федору Михайловичу на этот момент было 9-10 лет, и мы можем предположить, что всеми делами по строительству храма поначалу ведала его мать, Мария Юрьевна Полева, или кто-то из родственников.
1694 г. — Перед празднованием памяти Святителя Николая, 7 мая 1694 г освятили Никольский придел.
«Мая в 7 день, по благословенной грамоте, дан антимиис ко освящению церкви Пресв. Богор. Казанския в предел Николая Чудотворца, в Московской уезд, в село Никольское, взял антиминс тоя ж церкви поп Афанасий и росписался»
1704 г. — Произошло освящение основного Казанского храма, когда Федору Михайловичу Полеву исполнился 21 год. Здесь он венчался, затем крестил детей.
Храм был построен и украшен в традициях московского барокко XVII в.: здание двухъярусное с четырехскатной пятикупольной кровлей и шатровой колокольней. Вокруг верхнего яруса Казанского храма выстроены ходовые галереи с тесовым навесом.
В великолепном четырехъярусном иконостасе находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. Были устроены ризница и библиотека.
1707 г. — После смерти Федора Михайловича Полева имение перешло в собственность его дочери Марии Федоровны Полевой, вышедшей замуж за Павла Федоровича Балка, который с разрешения Петра I взял фамилию Балк-Полев.
1825 г. — Из донесения местного священника Петра Григорьева стало известно, что князь Щербатов построил близ Казанской церкви каменную часовню «с учреждением кружки за его печатью» без дозволения епархиального начальства. Митрополит Филарет вынес свою резолюцию: «Поручить местному благочинному отнестись к господину помещику, чтобы он ключ от кружки и заведывание сбора, как требует порядок, предоставил причту со старостою, и о построении дал сведение». Часовня находилась по одну сторону от церковных ворот, а по другую стояла сторожка – по внешнему виду и размерам похожая на часовню, но без креста наверху. Очевидно, что их строительство велось одновременно.
1838 г. — Казанскую церковь приписали к Преображенскому храму в Бужарове, и с тех пор службы в Полевшине совершались лишь изредка, так как в барской усадьбе не стало постоянных жителей, кроме сторожей.
1844 г. — Митрополит Московский Филарет, обеспокоенный тем, что службы в Казанской церкви стали совсем редкими, повелел бужаровскому священнику во время Великого поста служить в храме Полевшины одну из недель каждый день.
1870 г. — Придел Святителя Николая был приспособлен к зимней службе на средства благотворителя Павла Григорьевича Цурикова.
1885 г. — К концу XIX века Казанская церковь сильно обветшала. Именно в таком заброшенном состоянии ее застал в середине 1880-х годов Антон Павлович Чехов, живший по соседству в усадьбе Бабкино.
Полевшина произвела на писателя неизгладимое впечатление и была описана им в рассказах «Ведьма» и «Недоброе дело». Писатель сгустил краски и изобразил церковь стоящей где-то далеко от столбовой дороги, хотя на самом деле усадьба находилась у самого Клинского тракта. Но, проезжая по тракту, возницы около села испытывали затруднение: здесь были две горы, на которых можно было застрять, так как грунт был глинистый. Они так и назывались — Полевшинские, первая длиной 132 сажени (280 метров) и вторая длиной 169 саженей (360 метров).
1888 г. — После смерти Павла Григорьевича Цурикова помощь храму продолжала оказывать его вдова. Так, в 1888 году Анна Сергеевна Цурикова подала прошение, чтобы в Казанской церкви снова начались еженедельные службы силами причта села Мушкино и на ее средства.
Анна Сергеевна похоронена в Ново-Иерусалимском монастыре. Надгробие ее, черного камня, украшенное мозаикой с изображением Божией Матери, вы можете увидеть и сегодня в некрополе монастыря.
1908 г. — При храме восстановили самостоятельный причт. На место священника в Полевшину был определен диакон из села Троицкое-Лыково Московского уезда Павел Бровкин, а на место псаломщика — личный почетный гражданин Сергей Скворцов.
1917 г. — писатель И. А. Белоусов в своих «Заметках» писал о Казанской церкви: «Теперь она отремонтирована, живет рядом причт, в ней служат не раз в год, как при Чехове, а каждый праздник, и вообще она утратила весь свой таинственный и жуткий отпечаток, который оставил такое сильное впечатление на Антоне Павловиче».
1935 г. — Храм закрыт.
1938 г. — В помещениях храма открыта столярная мастерская. Вынесены из усыпальницы гробницы Полевых, судьба которых до сих пор неизвестна.
1941 г. — В декабре жители окрестных деревень, оставшиеся без крыши над головой, жили какое-то время в храме.
После войны помещения храма использовались как зернохранилище, мастерская и склад школы.
1956 г. — В середине пятидесятых годов была разрушена колокольня.
1996 г. — Здание храма передано общине верующих, началась новая страница его истории, о которой вы можете прочитать здесь.

(1840)